Что делать если засыпаешь сидя


Что делать если засыпаешь сидя


Автор: Калина Асия Хусяйновна   

Педагогический проект «Юные исследователи»Педагогический проект «Юные исследователи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Снежинка». Воспитатель: Калина А.Х. 2015

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи». Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

 

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Сроки реализации проекта: 1, 5 месяца (краткосрочный).

Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Задачи:

  • обогащение представлений малышей об объектах неживой природы
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения; обогащение словарного запаса.
  • создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемый результат:

  • формирование представлений детей о объектах неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.
  • формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам.
  • обогащение словарного запаса.
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Виды деятельности.

  • художественное творчество (изо, лепка)
  • коммуникация (беседа, чтение художественной литературы)
  • физическое развитие
  • познание (Ф Э М П, Ф Ц К М, сенсорное развитие, познавательно – исследовательская деятельность)
  • труд
  • безопасность. О Б Ж, экологическое сознание.
  • здоровье (КГН, ЗОЖ)
  • социализация (Игры, театр, экспериментирование)

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный.

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Опыты, игры, эксперименты для первой младшей группе».
  2. Разработать картотеку потешек, пальчиковых и дидактических игр; картотеку исследований, опытов, экспериментов.
  3. Разработать перспективный план «Опыты, игры эксперименты в первой младшей группе» с учётом картотеки игр.
  4. Пополнить предметно – развивающую среду.
  5. Подготовить информацию для родителей по темам:
  • анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
  • консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»
  • памятка для родителей: «Экспериментирование с неживой природой»

консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»

  • консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».

2 этап. Основной.

1. Привлечение родителей:

  • к созданию предметно развивающей среды:

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д. пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.

  • к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.

2. Реализация проекта «Юные исследователи».

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

С 20 – 24 июля Неделя — Солнце.

Виды деятельности. Название. Цель.

Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Разучивание потешки про солнышко. Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Эксперимент «Солнечные лучики».

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии.

Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Способствовать развитию моторики рук, развитие речи.

Рисуем мелом на асфальте «Светит солнышко». Цель: Познакомить детей с мелом, показать для чего нужен мел, как мел рисует на асфальте, развивать речь, социализировать детей в обществе, развивать физические качества.

Слушанье и пение песни «Солнышко». Формирование у детей интереса к солнышку, его красоте.

Труд: «Привлечь детей к мытью игрушек». Развивать трудолюбие, бережное отношение к игрушкам.

Наблюдение: Игрушки на солнышке сохнут быстрее, чем в тени.

Рисование «Светит солнышко». Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру. Развивать художественно — эстетическое восприятие окружающих предметов, воспитывать аккуратность, интерес к работе.

Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе». Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

С 27 июля – по 31 августа Неделя «Воздушные чудеса».

Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом.

Дидактическая игра «Воздушный шарик» дети надували шарики, чтобы они становились упругими. Воспитатель с помощью этой игры, показывал детям, что внутри шарика находиться воздух.

Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.

Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится.

Экспериментирование «Игры с воздушным шариком». Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

Игра «Пускание мыльных пузырей». Стимулировать двигательную активность.

Труд: Сбор мусора на участке. Воспитывать желание помочь взрослым.

Наблюдение: За чистотой на участке, за травкой.

Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность

Лепка: «Мой мяч». Учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми движениями.

Экспериментирование «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

С 3 августа – по 7 августа Неделя «Фокусы с песком».

Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели». Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки». Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.

Игра «Чувствительные ладошки». Цели: Закрепить знание свойств песка. Способствовать развитию речи, рассматривая иллюстрацию узнавать героев сказки, отвечать на вопросы. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание. Научить, прислушиваясь к себе, проговаривать свои ощущения.

Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка». Развивать познавательную и речевую деятельность детей.

Игра с песком «Пропусти через сито». Помочь в изучении свойств сырого и сухого песка, в совершенствовании конструктивных умений.

Труд: «Сбор песка в песочницу, с помощью лопаток, грузовых машин». Воспитывать желание трудиться вместе, развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Наблюдение: «Из чего состоит песок». Помочь детям пронаблюдав за песком сделать вывод. Что песок состоит из множества песчинок.

С 10 августа — 14 августа Неделя «Вода – чудо природы».

Культурно — гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой

Гигиенические процедуры: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям (потешкам, стихам и т. д)

Изучение потешек о воде. «Водичка, водичка умой моё личико». Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Дидактическая игра: Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

Экспериментирование «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Опыт «Водичка сладкая, солёная». Помочь детям получить представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус.

Труд: «Поливаем цветы». Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Экспериментирование «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Беседа «Свойства воды». Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

Рисование «Красивые чашки для волшебницы-воды» (коллективная работа), по мотивам народной песенки «Ладушки, ладушки. Цели: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке; учить договаривать слова, фразы; развивать моторику рук; совершенствовать умение рисовать тычком, стараясь равномерно расположить рисунок.

Чтение художественной литературы. А. Барто «Девочка – чумазая» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

Эксперимент «Мыло-фокусник». Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

С 17 августа – 21 августа Неделя «Ветерок-волшебник».

Подвижная игра «Раздувайся пузырь». Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

Дидактическое упражнение «Ветерок». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Чтение стихотворения «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч»

Закрепить знания детей о ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок». Учить остужать еду, слегка подув на неё.

Труд: «Собрать веточки на участке сорванные ветром». Формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Эксперимент «Послушный ветерок». Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

3 этап Заключительный.

  1. Оформление коллажа «Юные исследователи»
  2. Презентация проекта.
  3. Фотоотчёт.

Вывод: В результате реализации летнего проекта «Юные исследователи», можно твердо сказать, что у малышей существует интерес и желание выполнять различные упражнения, эксперименты, опыты, исследования, играть с песком и водой, вести здоровый образ жизни, так как это весело и увлекательно.

Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Так же способствует развитию любознательности, развитие всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют

внутренней расслабленности малыша.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Но я считаю, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Приложение 1.

Картотека исследований, опытов, экспериментов.

  1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть), что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
  2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
  3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
  4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
  5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.

8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

9. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.

10. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

11. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).

12. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

13. Эксперимент «Солнечные лучики»

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии.

14. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

15. «Из чего состоит песок». На прогулке воспитатель предлагает насыпать песок на листок бумаги, с помощью луп рассмотреть его. Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.

16. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.

17. Эксперимент «Солнечные лучики».

Рисуем на песке под прочитанное воспитателем стихотворение.

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии. Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.

Я предлагаю тебе, дружок,

Рисунок создать песком.

Это совсем не сложно,

А все даже очень просто

И что, в общем-то, замечательно,

Песком рисовать увлекательно.

Песок засыпаешь ты на стекло,

Что снизу светом освещено.

И, включая воображение,

Рисуешь картины на удивление.

Плавно пальцами волну начерти,

И поплывут на картине ручьи.

Пальцы большие навстречу веди

И ель на картине изобрази.

Если песок струей насыпать,

Ствол дерева сможешь ты показать.

А если сверху песок распылять,

То дереву крону ты сможешь придать.

Чтоб показать облака в небесах,

Пальцы свои сожми в кулачках.

И по стеклу кулачками кружа,

Ты нарисуешь вверху облака.

Я рассказала тебе лишь крупицу,

Как фантазия может развиться.

Стоит лишь только начать рисовать

И идеи уже не унять.

Сможешь даже, легко и шутя,

Фильм динамичный создать из песка.

18. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!»

- Ребята, давайте погуляем. Ходьба врассыпную. Дети выполняют движения, подражаю воспитателю, топают ножками, хлопают в ладоши, выполняют прыжки на двух ногах на месте. — Ой, дождик идет! Скорей домой! (Дети бегут и садятся на скамеечку)

«Дождик, дождик, веселей,

Капли капай не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

- Никого дождик не замочил.

Приложение 2

Картотека потешек, пальчиковых и дидактических игр.

1. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

Хлопают ладонями

Сгибают и разгибают ладони

Показывают волну.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

2. Потешка про солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

3. Потешка о воде.

Водичка, водичка.

Умой моё личико –

Чтоб глазки блестели.

Чтоб щечки горели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

4. Дидактическая игра: «Чувствительные ладошки». Воспитатель ставит на стол тазик с водой. Дети опускают ладоши в воду, закрывая при этом глазки. Воспитатель просит детей почувствовать, какая вода. Затем дети открывают глаза и рассказывают воспитателю о своих ощущениях.

5. Дидактическая игра «Воздушный шарик».

Рассматривает воспитатель вместе с детьми два воздушных шарика (один сильно надут упругий, другой слабо мягкий. С каким шариком лучше играть? Почему? Воспитатель предлагает подуть, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находиться внутри шарика (воздух, откуда берётся (его выдыхают). Игра со вторым шарикам. Надуваем, чтобы был упругий, опускаем шарик с отверствием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух»

6. Дидактическая игра «Пускание корабликов».

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

7. Дидактическое упражнение «Ветерок». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще три раза.

8. Дидактическая игра. Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делали.

Литература

  1. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» — Москва: ТЦ Сфера, 2004;
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» — Волгоград: Перемена, 2001;
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
  5. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 97.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» — Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
  7. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
  8. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  9. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Конспект НОД в первой младшей группе «Лаборатория неживой природы»

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

«Лаборатория неживой природы»

(младшая группа)

Проблема: Как познакомиться с неживой природой?

Исследуемый объект «Воздух».

Цель: формировать познавательную активность детей; продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

ХОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сегодня к нам опять пришёл в гости наш друг Экоша. Давайте поздороваемся с ним. (здороваются). Экоша принёс нам воздушные шарики (показывает воздушные шары – один хорошо надут, второй – наполовину, посмотрите какие красивые! Какого цвета эти шарики (дети отвечают). Хотите поиграть с шариками? (дети играют с шариками и в ходе игры выясняется, что с первым шариком играть лучше, так ка он легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

Постановка проблемы: почему один шарик хорошо летает, а другой – плохо?

Дети вместе с воспитателем обсуждают причину различия в шариках и приходят к выводу, что один хорошо надут, а второй – нет, слабо.

Воспитатель: нам с Экошей так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, но только что для этого нужно сделать я не знаю, Экоша тоже не знает. Как вы думаете, ребята, как нам поступить? (дети выдвигают свои предположения и вместе приходят к выводу, что шарик нужно побольше надуть).

Воспитатель: Вы считаете, что шарик нужно ещё надуть? (ответы детей). А зачем его надувать, что находится внутри шарика? (воздух). А как же воздух попал в шарик? (его туда выдыхают).

Воспитатель: Давайте покажем Экоше, как человек вдыхает и выдыхает воздух. Посмотри, Экоша, как наши ребята умеют вдыхать и выдыхать воздух.

2. Мотивационный момент:

Игра 1. Совместная детско-взрослая деятельность: (дети кладут руку себе на грудь)

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух, который вдыхаете и выдыхаете? (ответы детей). Конечно же, его никто не видит. Воздух – он невидимка. Давайте вместе посмотрим на экран (показ презентации про воздух)

3. Основной момент:

А как же нам с вами быть, мы же должны Экоше показать, что такое воздух? (предположения детей; воспитатель подводит детей к тому, что воздух можно почувствовать).

4. Практическая деятельность:

Опыт – игра 2.. Совместная детско-взрослая деятельность:

«Воздух в человеке».

- Ребята, я хочу вам что-то показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка и воспитателя)

- Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, давайте вдохнём носиками, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физкультминутка: А сейчас я расскажу вам стишок про ветер и мы немного разомнёмся.

Физ. минутка:

Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;

Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;

Тает снег от лучей, садимся на корточки;

Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. идём большими шагами;

Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;

В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;

Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;

И отряхается. трясём руками;

А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;

И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;

садимся на корточки.

Воспитатель: Отдохнули? Ребята, я знаю одну тайну, хотите открою её вам? (ответы детей). Хорошо, слушайте! Вы знаете, что при помощи воздуха можно не только дышать, но и рисовать? Хотите попробовать? Тогда приступаем.

Игра-опыт 3. «Картинки из воздуха»

Детям предлагаются листы бумаги, на которые воспитатель капает каплю цветной воды, а дети дуют через соломинку на эту каплю и получают различные графические изображения.

5. Итоговый момент.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как воздух помог вам создать такие интересные работы. (дети показывают, у кого что получилось. Педагог смотрит, интересуется, на что похож каждый рисунок). Далее педагог подводит итог о том, что дети узнали про воздух:

  • воздух постоянно нас окружает
  • воздух есть внутри предметов
  • воздух есть внутри людей
  • без воздуха невозможна жизнь

В конце совместной деятельности педагог хорошо надувает второй шарик и дарит детям веера для свободной деятельности.

 
Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/15584.html


Что делать если засыпаешь сидя

Что делать если засыпаешь сидя

Что делать если засыпаешь сидя

Что делать если засыпаешь сидя

Что делать если засыпаешь сидя

Что делать если засыпаешь сидя

Что делать если засыпаешь сидя

Рекомендуем почитать: